В целях реализации проекта были проведены следующие работы:

1. Подготовлены к проведению семинары повышения квалификации учителей и преподавателей образовательных учреждений с обучением на русском языке в Киргизии, Туркменистане и Азербайджане.

В рамках подготовки к проведению семинаров была сформирована рабочая группа, в которую вошли ответственные за направления подготовки проведения обучающего методического семинара, специалисты в области преподавания русского языка как иностранного, неродного, русской литературы и культуры, опытные методисты.

Были разработаны концепция проведения семинаров, программа и план-график их проведения, установлены связи с представителями организаций –партнеров на местах (представители Россотрудничества в Азербайджане, Киргизии и Туркменистане, министерство образования Киргизской Республики).

Были разработаны и согласованы с Заказчиком базовая учебная программа проведения семинаров, сценарий культурной программы иинформационные письма и приглашения. По сформированным с помощью организаций-партнеров спискам рассылки информационные письма и приглашения были разосланы участникам семинаров.

С целью увеличения охвата целевой аудитории  семинаров, создания условий непрерывного повышения квалификации преподавателей-русистов в странах СНГ и пролонгирования результатов обучения было принято решение проводить семинары в очно-дистанционной форме по схеме: выездной установочный семинар + работа участников по материалам семинара в среде дистанционного обучения.

Были определены и согласованы  сроки проведения очных установочных семинаров:

Азербайджанская Республика - 13-18.11.2010 г.

Республика Кыргызстан – 19-24.11.2010 г.

Республика Туркменистан – 07 – 12.11.2010 г.

Для реализации заочной части семинаров была разработана дистанционная среда http://community.centersot.org/edu/course/view.php?id=13 и сайт методической поддержки семинаров http://centersot.org/russianlanguage.html.. Преимущества сочетания очной и дистанционной форм проведения семинара можно охарактеризовать следующим образом:

При таком подходе возможно построить каждый семинар с учетом не только особенностей отдельной страны, но и индивидуального запроса каждого участника семинара в рамках предложенного содержания и программы.

Несмотря на то, что нормы учебного времени соответствуют требованиям Госконтракта к количеству аудиторных часов и сочетанию лекционных и практических занятий, участники могут выполнять задания в удобное для них время, ограничиваясь только приблизительными сроками работы (на каждый учебный модуль от 2 до 3 дней, на весь семинар от 6 до 9 дней).

Результаты работы участников семинара из разных стран доступны к просмотру и комментариям других участников, что способствует реализации задачи по консолидации сообщества преподавателей русского языка и литературы.

Аудитория семинара может оказаться значительно шире запланированной, а методические и обучающие материалы могут быть использованы для проведения обучения за рамками семинара и для участников из других стран (кроме Азербайджана, Киргизии и Туркмении). 

2 Проведены семинары повышения квалификации учителей и преподавателей образовательных учреждений с обучением на русском языке в Киргизии, Туркменистане и Азербайджане.

Проведение семинаров повышения квалификации в каждой из указанных стран осуществлялось во время очного установочного семинара и работы в дистанционной среде курса.

 

За основу очного установочного семинара был взят один из шести модулей учебной программы – третий, посвященный современным образовательным технологиям и образовательным ресурсам для преподавания русского языка и литературы. Выбор модуля для очного семинара основывался на его наибольшей универсальности, востребованности и необходимости тьюторской поддержки преподавателя во время работы участников на практических занятиях.

 

Кроме того, на очных семинарах была представлена среда дистанционного обучения, проведена регистрация участников в дистанционном курсе и сетевом сообществе участников семинаров и проведены круглые столы на тему «Что я ожидаю от повышения квалификации?» и «Потребности в учебных пособиях нового поколения».

 

Обсуждения, состоявшиеся в ходе этих круглых столов и выполнения практических заданий, помогли уточнить понимание ситуации с функционированием, изучением и преподаванием русского языка в Азербайджане, Киргизии и  Туркменистане и легли в основу разработки аналитического отчета и рекомендаций по дальнейшей организации государственной поддержки русского языка и культуры в странах СНГ.

 

Во время очных выездных семинаров работали выставки новейшей учебной и научно-методической литературы по вопросам преподавания русского языка как неродного/иностранного, русской литературы.

 

В результате проведения семинаров (как в очной, так ив дистанционной формах) было обучено более 100 педагогов и преподавателей школ и вузов с русским языком обучения в Азербайджане, Киргизии и Туркменистане. По окончании обучения все участники получили свидетельства о краткосрочном повышении квалификации на 72 ч. установленного государственного образца, выданные Марийским институтом образования.

 

По итогам проведения семинаров были подготовлены и размещены на специализированных и новостных сайтах, в печатных и электронных СМИ итоговые информационные материалы, включая информационно-рекламный ролик.

Аналитический отчет, сформированный по итогам выполнения работ по проекту и посвященный вопросам государственной поддержки функционирования, изучения и преподавания русского языка в странах СНГ, после согласования с Заказчиком будет отправлен в профильные российские министерства и ведомства, образовательные учреждения и заинтересованные общественные организации согласно списку рассылки (не менее 20 экземпляров).

 

Проведение методического семинара по повышению квалификации преподавателей русского языка и литературы образовательных учреждений с обучением на русском языке в рамках ФЦП «Русский язык (2006-2010 годы)» призвано являться свидетельством государственной поддержки со стороны Российской Федерации распространения русского языка и литературы в Киргизии, Туркменистане и Азербайджане.