Программа мероприятия

Программа проведения мероприятий в Республике Таджикистан:

Площадка проведения мероприятий: Хорогский государственный университет им. Моёншо Назаршоева, Респ. Таджикистан, г. Хорог, ул. Шириншо Шотемура, 28.

Сроки проведения: 26-27 октября 2023г.

Организаторы: Министерство просвещения Российской Федерации, ООО «Оценка качества образования» (г. Москва, Россия; http://www.edu-oko.ru)

Состав участников мероприятия: ученые, педагоги, научные сотрудники, обучающие русскому языку и осуществляющие образовательную деятельность на русском языке для иностранных граждан, сотрудники центров открытого образования, а также представители общественности, изучающие русский язык и семьи соотечественников, проживающих в странах проведения мероприятий.

26 октября

Время

Событийный ряд мероприятий

Перечень и описание докладчиков

очное участие

дистанционное подключение

09.30. – 10.00.

Регистрация участников

10.00. – 10.10.

Открытие мероприятия, представление участников

10.10.- 11.00

 

Мастер-класс. «Современные подходы к методике преподавания русского языка как иностранного. Инновационные технологии в преподавании РКИ».

Принцип коммуникативности на занятиях по грамматике РКИ. Коммуникативные упражнения. Функционально-коммуникативный подход к обучению. Интерактивно-коммуникативная организация учебных материалов по РКИ

Рябова Евгения Александровна,

опыт практической работы в обучении русскому языку как

иностранному и образовательной деятельности на русском языке в

иностранных государствах,

методист программы "Послы русского языка в мире" (ездила в рамках программы в Таджикистан, Молдову, Армению). С 2012 по 2018 работала преподавателем РКИ в Гос. ИРЯ им. Пушкина на кафедре стажировки зарубежных специалистов, в 2016-2017 годах преподавала РКИ в университете Белграда в Сербии.

 

11.00. - 11.20.

Перерыв. Чайная пауза

11.20. - 12.20

Методический семинар. «Использование цифровых технологий на уроках: за и против»

На семинаре участники рассмотрят преимущества и недостатки использования ИКТ в процессе преподавания РКИ, познакомятся с дидактическими свойствами ИКТ и обсудят методы интеграции цифровых технологий в учебный процесс.

 

Пахмутова Елена Даниловна,  опыт образовательной деятельности на русском языке в

иностранных государствах доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П. Огарева»

Методист-мультипликатор Гёте-института в Москве, победитель Всероссийского конкурса «Золотые имена Высшей Школы» в номинации «За внедрение инновационных методик преподавания, развитие открытой информационной среды высшего образования», 2022

 

12.20. 13.30

Перерыв на обед

13.30 - 14.20.

 

Литературный экскурс. «Жанровая эволюция русского исторического романа: от истоков к XXI веку»

Сложные пути развития русского исторического романа, его жанровый потенциал, богатство практического материала для анализа сохраняют постоянный исследовательский интерес. В рамках настоящей темы предлагается рассмотреть феномен русского исторического романа – от первого художественного «исторического повествования» Н. М. Карамзина («Наталья, боярская дочь») до исторических романов XXI века -, позволяющий увидеть историю русского мира глазами русского писателя

 

Шаронова Елена Александровна, опыт  образовательной деятельности на русском языке в иностранных государствах, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»

14.20 - 14.30

Перерыв

14.30. – 15.30.

 

Лекция - панорама. «Русский роман: наши дни»

Генезис современного русского романа. Ведущие образцы: лучший роман первого десятилетия нашего века «Ложится мгла на старые ступени» Александра Чудакова, романы Алексея Иванова, Сергея Шаргунова, Евгении Некрасовой, Григория Служителя, Шамиля Идиатуллина, Марины Степновой, Гузели Яхиной, Мариам Петросян, Наринэ Абгарян, Кирилла Рябова, Ислама Ханипаева, Романа Сенчина. Жанр романа в эпоху цифровизации.

 

Доманский Юрий Викторович, опыт образовательной деятельности на русском языке в иностранных государствах, доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

15.30.-

15.40.

Перерыв

15.40. -16.50.

 

Методический семинар. «Этапы проектирования урока словесности?»

С чего начать подготовку к уроку? Из каких базовых элементов может состоять урок русского языка и литературы? Как сделать урок не только полезным, но и интересным для детей? На что обратить внимание, чтобы дети на всех этапах урока были включены? О фокусах внимания учителя при подготовке к уроку и о том, как выглядит урок глазами ученика. Все это попробуем обсудить на семинаре

Рябова Евгения Александровна,

опыт практической работы в обучении русскому языку как

иностранному и образовательной деятельности на русском языке в

иностранных государствах,

методист программы "Послы русского языка в мире" (ездила в рамках программы в Таджикистан, Молдову, Армению). С 2012 по 2018 работала преподавателем РКИ в Гос. ИРЯ им. Пушкина на кафедре стажировки зарубежных специалистов, в 2016-2017 годах преподавала РКИ в университете Белграда в Сербии.

 

16.50.- 17.00.

Перерыв

 

 

17.00. -

17.50.

 

Методический семинар. «Развитие критического мышления у младших школьников на уроках русского языка средствами ЦОТ (цифровых образовательных технологий)»

В современной начальной школе ребёнка недостаточно обучить только чтению, счёту и письм у. Его необходимо обеспечить новыми умениями – универсальными учебными действиями, навыком клавиатурного письма, а также сформированности сознательной мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию. Обо всем этом автор поделится с участниками семинара и предложит обсудить эти вопросы с коллегами.

 

Брянцева Марина Витальевна, опыт образовательной деятельности на русском языке в иностранных государствах, кандидат исторических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), член Союза писателей.

 

17.50.- 18.00.

Перерыв

 

 

18.00. –

18.50.

Современные подходы по развитию компетенций педагогов. Диагностика профессиональных компетенций учителей с применением системы диагностики

Практическое занятие – Диагностика компетенций педагогов с получением рекомендаций по построению индивидуального образовательного маршрута

Костюк Александр Витальевич, опыт образовательной деятельности на русском языке в иностранных государствах, канд. воен. наук, доцент, генеральный директор ООО «Оценка качества образования»

Руководитель проектов в рамках грантов Министерства просвещения Российской Федерации, Россотрудничества по реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка,  один из разработчиков системы диагностики и повышения квалификации педагогов «Траектория»

 

18.50. -19.00.

Подведение итогов

27 октября

09.30. – 10.00.

Регистрация участников

 

10.00. – 10.10.

Открытие мероприятия, представление участников

 

10.10. - 11.20.

Мастер-класс «Применение цифровых инструментов при подготовке к занятиям»

На мастер-классе участники познакомятся с электронными образовательными ресурсами для практической деятельности современного учителя, а также познакомятся с сервисными службами для создания интерактивных упражнений, презентации проектов, коллаборации и др.

На мастер-классе участники научатся создавать учебный материал с использованием выбранного цифрового ресурса.

 

Пахмутова Елена Даниловна, опыт образовательной деятельности на русском языке в иностранных государствах, доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета иностранных языков

ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П. Огарева». Методист-мультипликатор Гёте-института в Москве, победитель Всероссийского конкурса «Золотые имена Высшей Школы» в номинации «За внедрение инновационных методик преподавания, развитие открытой информационной среды высшего образования», 2022

 

11.20. - 11.40.

Перерыв на кофе-брейк

 

11.40.-

12.30.

 

Экскурс в современный мир театра и кино. «Актуальное синтетическое искусство в России: форматы бытования и особенности филологического изучения»

На встрече речь пойдёт о специфике научного осмысления современных российских театра и кино. Через отдельные, но симптоматичные примеры попробуем аналитически описать и оценить такие формы актуального театра, как вербатим, театр иммерсивный, театр инклюзивный, театр документальный, театр-квест, театр-променад, рок-театр…

Есть ли место филологу в исследовательском обращении к таким новым форматам и могут ли филологи использовать примеры такого рода в своих штудиях?

 

Доманский Юрий Викторович, опыт образовательной деятельности на русском языке в иностранных государствах, доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

12. 30.

13. 30.

Перерыв на обед

13. 30. -

14.20.

 

Круглый стол. «Как учить детей учиться на уроках русского и литературы».

Как заинтересовать школьников на уроках русского языка и литературы? Педагогические приемы положительной мотивации. Как сформировать положительную мотивацию? Участникам будет представлена возможность поделиться своим мнением об обучении детей на уроках русского языка и литературы.

Рябова Евгения Александровна,

опыт практической работы в обучении русскому языку как

иностранному и образовательной деятельности на русском языке в

иностранных государствах,

методист программы "Послы русского языка в мире" (ездила в рамках программы в Таджикистан, Молдову, Армению). С 2012 по 2018 работала преподавателем РКИ в Гос. ИРЯ им. Пушкина на кафедре стажировки зарубежных специалистов, в 2016-2017 годах преподавала РКИ в университете Белграда в Сербии.

 

14.20. -14.30.

Перерыв

 

14.30.-15.20.

 

Семинар-практикум: «Приемы обучения старшеклассников анализу лирики. Филологический анализ лирического стихотворения»

Участники познакомятся с основными видами и приемами анализа художественного текста, констатируют основные составляющие филологического анализа лирического произведения в школе. На конкретных произведениях авторов, изучаемых в старших классах, синтезируют данные филологического анализа, установят взаимосвязь формы и содержания литературного произведения, рассматриваемого в культурно-историческом контексте эпохи.

 

Налдеева Ольга Ивановна, опыт  образовательной деятельности на русском языке в иностранных государствах, заведующая кафедрой родного языка и литературы, доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

им. М. Е. Евсевьева»

15.20.-15.30.

Перерыв

15.30-16.30.

 

Дискуссионная площадка. «Информационно-коммуникативные технологии на уроках? - Да! Но как?»

На дискуссионной площадке участники познакомятся с дидактическими принципами цифрового образовательного процесса, обсудят возможности использования информационно-коммуникативных технологий на занятиях, а также поделятся своим опытом.

Пахмутова Елена Даниловна,  опыт образовательной деятельности на русском языке в

иностранных государствах доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П. Огарева»

Методист-мультипликатор Гёте-института в Москве, победитель Всероссийского конкурса «Золотые имена Высшей Школы» в номинации «За внедрение инновационных методик преподавания, развитие открытой информационной среды высшего образования», 2022

 

16.30 - 16.40

Перерыв

16.40. – 17.40.

 

Методический семинар. Мотивация обучающихся: как найти волшебную кнопку?

Что такое мотивация? Как сформировать ее у современных детей? Какие есть инструменты для ее развития? На семинаре обсудим технологии и инструменты формирования мотивации школьников, которые успешно может включать в урок каждый учитель.

 

Шевелёва Наталия Николаевна, опыт  образовательной деятельности на русском языке в иностранных государствах, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогических технологий непрерывного образования МГПУ

17.40. – 17.50.

Перерыв

17.50.- 18.50.

Практическое занятие – Диагностика компетенций педагогов с получением рекомендаций по построению индивидуального образовательного маршрута

Костюк Александр Витальевич, опыт образовательной деятельности на русском языке в иностранных государствах, канд. воен. наук, доцент, генеральный директор ООО «Оценка качества образования»

Руководитель проектов в рамках грантов Министерства просвещения Российской Федерации, Россотрудничества по реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка,  один из разработчиков системы диагностики и повышения квалификации педагогов «Траектория»

 

18.50.- 19.00.

Подведение итогов